4 июля Российский союз автостраховщиков провел пресс-конференцию, посвященную 20-летию обязательного страхования автогражданской ответственности (ОСАГО) в России. Одной из основных тем стало введение с 15 июля возможности урегулирования страховых случаев полностью в электронном формате через сервис «Госуслуги» или приложения страховых компаний.
В РСА сразу же отметили, что новая схема может привести к мошенничеству, в то время как автоюристы выражают опасения, что она может стать способом для страховщиков сэкономить на выплатах клиентам.
Как будет работать новая схема
Согласно новому закону, с 15 июля россияне смогут подать заявление о возмещении ущерба от ДТП по ОСАГО в электронном виде. Для этого достаточно заполнить специальное обращение на сайте «Госуслуги» или в приложении. После этого страховая компания получает уведомление и ведет с клиентом электронное общение для урегулирования убытков.
Глава РСА Евгений Уфимцев пояснил, что новая схема тестировалась страховыми компаниями в течение девяти месяцев. От клиентов потребуется не только заполненное заявление, но и фотографии с места происшествия. Кроме того, несмотря на электронное взаимодействие, потерпевшего все равно пригласят на физическую оценку ущерба, так что получение компенсации без личного общения с оценщиком не будет возможным.
С 1 января 2025 года страховые компании будут обязаны обеспечивать возможность электронного урегулирования через свои мобильные приложения и сайты. По словам Уфимцева, ведущие компании могли начать внедрение таких услуг уже с 15 июля 2023 года.
О мошенничестве
В РСА надеются, что нововведение не приведет к увеличению случаев мошенничества, однако такая вероятность остается. Уфимцев выделил два возможных сценария мошенничества.
Первый связан с сторонними сайтами, где водителей могут убедить подписать согласие на передачу права требовать возмещение третьему лицу. В этой ситуации профессиональные юристы требуют деньги с страховых компаний, при этом сумма, полученная водителем, оказывается меньше, чем та, что юристы могут получить через суд. Страховщики, в свою очередь, компенсируют возросшие расходы повышением тарифов.
Во втором случае в сети могут появиться сайты-агрегаторы, предлагающие водителям заполнить электронные заявления. Эти ресурсы могут запрашивать данные банковских карт, под предлогом перевода страховых выплат, но на самом деле обманывают граждан, выводя средства со счетов.
Автоюристы предупреждают о возможных рисках для владельцев автомобилей
Как отметил Уфимцев, важно объяснить автовладельцам, что новый порядок урегулирования выплат по ОСАГО должен осуществляться только одним из трех способов: через «Госуслуги», в мобильном приложении страховой компании или на сайте страховщика. Это создаст зависимость пострадавших в авариях от решений страховщиков, подчеркивают автоюристы.
Юрист Сергей Беляков в интервью Autonews.ru отметил, что хотя он поддерживает идею электронного оформления, она сопряжена с рядом проблем.
Во-первых, многие мужчины-водители после введения электронных повесток о призыве в армию через «Госуслуги» перестали использовать этот сервис. Во-вторых, сам ресурс может иметь сбои, поэтому полностью отказываться от традиционной подачи документов не следует. В-третьих, Беляков подчеркивает, что с электронным оформлением пострадавший может получить уведомление о дате осмотра его автомобиля в неудобное время.
Кроме того, по мнению Белякова, электронное оформление убытков по ОСАГО может быть использовано страховщиками, чтобы убедить клиента согласиться на денежные выплаты, а не направлять его в сервис на ремонт. Это может обернуться тем, что выделенных средств на ремонт не хватит.
Мнение Белякова разделяет и юрист Илья Афанасьев, считая, что страховщики могут воспользоваться новым законом для более быстрого убеждения клиентов принять денежные компенсации вместо направления на ремонт.
«Получив доступ к банковским реквизитам, страховая компания может попытаться перевести деньги пострадавшему сразу, минуя сервис», — утверждает Афанасьев.
Беляков добавляет: «На сайте или в приложении легко не заметить «галочку», которая подразумевает согласие на получение денег, а не на ремонт.»
Что советуют юристы
Беляков и Афанасьев согласны по нескольким ключевым моментам.
Во-первых, оформление электронных заявлений должно происходить исключительно через «Госуслуги». Уфимцев отмечает, что внутренние сервисы страховых компаний выглядят более привлекательно благодаря дополнительным возможностям, но юристы подчеркивают одно важное преимущество обращения через госпортал: вся информация фиксируется, и страховая компания не сможет игнорировать факт обращения.
Афанасьев также акцентирует внимание на важности правильного фотографирования при оформлении страхового случая.
«Приложения фиксируют дату и геолокацию фото, но это может работать некорректно. Рекомендую сделать снимки так, чтобы на них были видны не только автомобили и их повреждения, но и окружающая местность с явными ориентирами», — говорит он.
Беляков настоятельно советует продолжать подавать заявления в бумажном виде и получать подтверждения о их принятии.
«Ко мне приходят клиенты, которые подали заявление в страховую, но даже не сфотографировали его содержимое», — отмечает юрист.
Тем не менее, он не считает, что стоит полностью игнорировать сайты, предлагающие услуги автоюристов и помощь в подаче электронных заявлений, даже если это не официальный сайт страховой компании или «Госуслуги».
Юрист подчеркивает, что опасность утечки банковских данных существует и у страховых компаний, учитывая недавние инциденты в IT-сфере России. К тому же, обвинения страховщиков в том, что автоюристы требуют завышенные выплаты, опровергаются тем, что юристы не смогли бы выиграть дела в суде, если бы страховые компании не занижали свои выплаты изначально.