Министерство транспорта России подготовило проект приказа об изменениях в правилах организации и проведения технического осмотра. Документ, который вскоре будет опубликован для общественных обсуждений, предполагает привязку количества сотрудников пунктов техосмотра к числу постов. Если нововведения вступят в силу, они начнут действовать с 1 марта 2024 года.
Согласно информации, полученной от Союза операторов техосмотра, эти изменения значительно ограничат возможность покупки «серых» диагностических карт дистанционно, без посещения пунктов. Эксперты уверены, что документ будет принят в ближайшее время, и стоит разобраться, какие последствия это может иметь для автомобилистов.
Какие конкретные изменения планируется внести в процесс техосмотра?
Предлагается обновить методику расчета пропускной способности пунктов техосмотра, которая была утверждена Минтрансом 30 апреля 2020 года. В пояснительной записке к новому документу отмечаются две ключевые проблемы в текущей практике:
- Количество технических экспертов, заявляемое для работы на диагностической линии, не соответствует реальным условиям размещения на пункте техосмотра.
- Заявленные продолжительность работы одного эксперта и количество смен превышают нормы, установленные трудовым законодательством.
Для решения указанных проблем планируется ввести четкие определения пропускной способности пунктов техосмотра и типовой перечень технологических операций, проводимых на них.
Теперь расчетное число одновременно работающих на диагностической линии технических экспертов (W) не может превышать расчетного числа диагностических постов диагностической линии и должно определяться по формуле:
W ≤ N = Lфакт / Lмин
где:
N — расчетное число диагностических постов диагностической линии (учитывается целая часть результата);
Lфакт — фактическая длина производственного помещения или части производственного помещения, в котором располагается диагностическая линия, м;
Lмин — минимальная длина производственного помещения или сооружения для размещения диагностической линии технического осмотра транспортных средств, включенных в область аккредитации пункта технического осмотра.
Еще одно дополнение состоит в том, что на передвижной диагностической линии должен быть только один пост диагностической линии.
И, наконец, продолжительность рабочей смены одного технического эксперта (t) и число смен в сутки (n) для каждой диагностической линии пункта технического осмотра или передвижной диагностической линии не должны будут превышать расчетного количества рабочих часов, учитывающих режим работы определенного пункта технического осмотра или определенной передвижной диагностической линии.
Расчетное количество рабочих часов рассчитывается по формуле:
t * n ≤ R = tпто * 365 / tФ * E
где:
R — расчетное количество рабочих часов, учитывающих режим работы определенного пункта технического осмотра или определенной передвижной диагностической линии, час;
tпто — количество рабочих часов в сутки в соответствии с графиком работы определенного пункта технического осмотра или определенной передвижной диагностической линии, час;
tФ — годовой нормативный фонд рабочего времени одного технического эксперта, час;
E — количество технических экспертов, работающих в пункте технического осмотра.
Как сообщил Autonews.ru, глава Союза операторов техосмотра Максим Бурдюгов, новые изменения в законодательстве помогут устранить существующие лазейки, позволяющие недобросовестным пунктам техосмотра завышать свою пропускную способность. В настоящее время количество диагностических карт, которое может оформить каждый пункт, зависит от числа работающих там технических экспертов. Один эксперт за свою смену (9 часов) способен обработать около 16 диагностических карт — в среднем по 30 минут на каждую легковую машину. Чтобы увеличить количество оформляемых карт, некоторые пункты нанимают 10-20 экспертов, что позволяет им выдавать до 160-200 карт в день.
«Теперь количество технических экспертов на одном пункте не должно превышать число диагностических постов, то есть мест, где могут размещаться автомобили для проверки. Также невозможно будет зарегистрировать 10 постов на маленьком пункте — их количество будет зависеть от размеров помещения, наличия сквозного проезда и необходимого диагностического оборудования», — пояснил Бурдюгов.
Кроме того, ограничения для передвижных диагностических линий снизят возможность удаленного оформления техосмотра. В текущих условиях такие пункты, работающие всего с одним постом, могут оформлять 100-200 диагностических карт в день при реальной возможности обработать только 16.
«Больше не будет ситуаций, когда в небольшом пункте работают 20 экспертов, которые оформляют по 300 карт в день. Теперь, благодаря привязке к материалам и количеству постов, возможности для оформления «серых» карт будут значительно ограничены. Водителям придется обращаться только в официальные пункты, и те, кто ищет «фотошоп», не смогут воспользоваться ними», — отметил Бурдюгов.
Эксперт добавил, что изменения не повлияют на цены, установленные пунктами техосмотра. Эти пункты работают по методике ФАС, которая регулирует стоимость услуг в зависимости от региона. Дополнительно они могут предлагать дополнительные услуги, такие как комфортные залы ожидания и кофе, что повышает конечную стоимость карт — до 1,5-2 тыс. рублей.
Глава Национального автомобильного союза Антон Шапарин подтвердил, что многие автомобилисты в России стремятся избегать прохождения техосмотра и прибегают к удалённому оформлению карт. Недобросовестные организации в крупных масштабах занимаются выдачей «серых» диагностических карт, что создает проблему их доступности в небольших городах.
«Обязанность пройти техосмотр существует, но количество пунктов ограничено. Это приводит к ситуации, когда официальные документы получить сложно, но также недопустимо их подделывать», — заключил Шапарин.
Кому необходимо проходить техосмотр
Хотя техосмотр для личных автомобилей стал добровольным, в некоторых случаях он все еще обязателен:
- Для легковых машин старше четырех лет при смене владельца.
- После проведения тюнинга.
- При замене ключевых компонентов, таких как двигатель или установка газобаллонного оборудования.
- Если личный транспорт используется в служебных целях.
- Для работы в такси на собственном автомобиле.
- При выезде в страны ЕС, независимо от возраста автомобиля, включая новые (на границе потребуют российский документ, без него пропуск невозможен; за отсутствие документа может быть наложен штраф около €55).
Сколько стоит техосмотр
С 1 января 2023 года по всей России произошло изменение цен на техосмотр. В соответствии с распоряжением Федеральной антимонопольной службы (ФАС), местные власти обязаны установить справедливый тариф на эту услугу в каждом регионе. При этом минимальная стоимость для легковых автомобилей не должна быть ниже 913 рублей. Большинство регионов выбрало новые минимальные цены, рекомендованные ФАС.
лей. Однако в большинстве регионов решили использовать новые минимальные цены, которые предложили в ФАС.
Название региона | Цена-2022, руб | Цена-2023, руб. |
Москва | 720 | 913 |
Алтайский край | 552 | 913 |
Астраханский край | 778 | 913 |
Калужская область | 591 | 913 |
Карелия | 736 | 913 |
Костромская область | 620 | 913 |
Курская область | 367 | 913 |
Мордовия | 505 | 913 |
Новосибирская область | 520 | 913 |
Омская область | 367 | 913 |
Оренбургская область | - | 913 |
Орловская область | 300 | 913 |
Псковская область | 631 | 913 |
Республика Саха (Якутия) | 807 | 913 |
Свердловская область | 498 | 913 |
Смоленская область | 583 | 913 |
Ставропольский край | 603 | 913 |
Тамбовская область | 600 | 913 |
Тюменская область | 596 | 913 |
ХМАО | 681 | 913 |
Челябинская область | 568 | 913 |
Чувашия | 557 | 913 |
Ямало-Ненецкий автономный округ | 595 | 913 |
Когда ГИБДД сможет проверить техосмотр
По разъяснениям ГИБДД, инспекторы имеют право запросить у водителя диагностическую карту, если он обращается в регистрационное подразделение для выполнения регистрационных действий. Если в единой автоматизированной информационной системе технического осмотра (ЕАИСТО) не окажется данных о карте, в регистрации может быть отказано. Ведомство отметило: «При отсутствии информации о наличии диагностической карты принимается решение об отказе в совершении регистрационных действий».
Когда ГИБДД может аннулировать диагностическую карту
ГИБДД может аннулировать ранее выданную диагностическую карту в следующих ситуациях:
-
Результаты анализа записей с камер видеонаблюдения или средств автоматической фиксации правонарушений, а также данные из Ространснадзора, показывающие, что транспортное средство находилось в другом месте во время проведения технического осмотра.
-
Пояснения владельца транспортного средства и технического эксперта, которые подтверждают, что автомобиль на момент осмотра был неисправен или фактически не был представлен для проверки.
-
Результаты криминалистического анализа фотоизображений, хранящихся в ЕАИСТО, которые имеют признаки редактирования с использованием графических программ.