В России вступило в силу множество изменений для автомобилистов. Рассмотрим наиболее важные события и законы первой половины 2023 года.
Новые дорожные знаки и светофоры: март
С 1 марта 2023 года вступили в силу изменения в законе «О безопасности дорожного движения», которые касаются новых дорожных знаков. В их числе появился знак «Зарядка для электромобилей». Знак «Платная парковка» был доработан: к традиционной букве P добавили изображение монет. Также изменился знак парковки для инвалидов — рядом с буквой P теперь изображён инвалид-колясочник.
Узаконен статус дополнительной секции на светофоре с белой стрелкой и человечком, которая предупреждает о включении сигнала для пешеходов или велосипедистов на переходе. Ранее она могла использоваться только в рамках эксперимента.
Кроме того, были уточнены правила работы знаков 3.29 и 3.30 («Стоянка запрещена по нечетным или четным числам месяца»). Время действия этих знаков изменилось: теперь ограничение действует с 21:00 до 24:00 вместо прежних 19:00-21:00.
Новые справочники по выплатам по ОСАГО: июнь
С 19 июня обновились справочники средней стоимости запчастей от Российского союза автостраховщиков (РСА), используемые для расчёта выплат по ОСАГО. Максимальная сумма покрытия остаётся на уровне 400 тыс. руб. По данным РСА, цены на запчасти выросли на 0,9% по сравнению с мартом 2023 года, а с июня 2022 года — на 28%. В то время как запчасти для популярных моделей подорожали на 25–40%.
В результате обновления в расчётах по разным маркам автомобилей появились разные ценовые тенденции. На модели Mercedes-Benz, Land Rover, Lexus и Infiniti цены выросли на 12–14%, тогда как у ВАЗ, Kia, Hyundai, Volkswagen и Renault наблюдалось снижение на 3–7%.
Запуск электронного урегулирования выплат по ОСАГО: июль
С 15 июля 2023 года заработали поправки в закон об ОСАГО, касающиеся электронного урегулирования убытков. Теперь водители могут отправлять данные о ДТП в страховую компанию в электронном виде через «Госуслуги Авто».
Эти изменения были введены для упрощения процесса ремонта и получения выплат, а также для снижения числа жалоб на затягивание процесса страховщиками. Глава РСА, Евгений Уфимцев, пояснил, что новые правила помогут избежать ситуаций, когда страховщики откладывают рассмотрение бумажных извещений. Теперь каждый этап будет фиксироваться в электронном виде, и документы будут храниться в личном кабинете заявителя на едином портале, что минимизирует возможности для мошенничества.
Замораживание водительских прав уклонистов от армии: июль
С 11 июля у ГИБДД появилась возможность ограничивать права на управление транспортными средствами у граждан, состоящих на воинском учете, но не явившихся без уважительной причины в военный комиссариат по врученной повестке. Этот приказ МВД России стал продолжением изменений, принятых 14 апреля, касающихся системы оповещения призывников.
В соответствии с новым регламентом, гражданин должен явиться в военкомат в течение 20 календарных дней с даты, указанной в повестке. После этого военные комиссары принимают решение о введении временных мер. Процесс «заморозки» прав происходит следующим образом:
Решение об ограничении прав на управление транспортом вносится в Единый реестр граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет, а также тех, кто уже состоит на учете или обязан состоять. В течение суток информация об ограничении отправляется в базу МВД и фиксируется в специальном программном обеспечении ГИБДД. С этого момента водительские права становятся недействительными — инспекторы ГИБДД смогут выявить это при проверке документов.
При отмене временных мер ограничение должно быть снято не позднее чем через сутки после обновления информации в базе. В качестве оснований для отмены могут выступать явка в военкомат или удовлетворенная жалоба гражданина, например, подтверждающая, что он не имел обязательств по явке.
Также на недавней пресс-конференции глава ГИБДД Михаил Черников сообщил, что уклонистам будет запрещено сдавать экзамены на получение водительских прав.
Скрытое патрулирование и фиксация нарушений: июль
С 11 июля вступил в силу порядок взаимодействия инспекторов ГИБДД с автомобилистами, разработанный МВД России. Этот документ устанавливает правила, которым должны следовать сотрудники ГИБДД при остановке транспортных средств и общении с водителями.
Одним из новых требований стало обязательство для инспекторов записывать нарушения, зафиксированные во время скрытого патрулирования — то есть с использованием автомобилей без цветографической схемы. Ранее полицейские могли ограничиться визуальной фиксацией нарушения и передать информацию о нарушителе другим нарядам, которые затем останавливают автомобили и составляют протоколы. Теперь, согласно обновлениям, инспекторам предстоит документировать такие нарушения.